Черный список – вопрос того, как вы себя поведете дальше.
Сначала я сильно удивилась такой формулировке. Ведь все решается путем переговоров с работодателем.
Частая проблема кандидатов, которым надо отказать – психологическая. Работодатель меня выбрал. Я ему понравился. А я такой плохой ему отказываю. Я же ему обязан тем, что он на меня выделил столько времени и сил, а потом еще выбрал среди моих конкурентов.
Нет!
Если вам эта ситуация не близка, проведу аналогию. Вы приходите в магазин выбирать платье. Консультант очень вежливо с вами общается, приносит нужные размеры, дает объективную оценку вашему образу и советует, какое платье больше подходит. Если нам не нравится товар, нам бывает некомфортно говорить об этом и отказывать в покупке. Консультант уделил нам время, он потратил свои силы, а мы, такие неблагодарные отказываем.
Но ведь на самом деле ситуация выглядит не так. Продавец просто играет на нашей психологии. Очень хорошо данный пример описан в книге Роберта Чалдини «Психология влияния». Наш мозг всегда за оказание мелкой услуги хочет отплатить большей услугой. Причем это отлично работает даже в том случае, если мы не просили оказывать нам услугу.
В любом из двух примеров у нас есть право выбора. В одном случае мы отдаем свое время и знания в обмен на деньги, во втором – деньги в обмен на товар. Это обычные коммерческие отношения.
! Вы никому не обязаны
! Вы не подводите тех, кто вас выбрал
! Вы имеете право выбора
! Вы можете торговаться за лучшие условия
! Вы даже можете отказать без объяснения причины (хотя лучше все же объяснить)
Как правильно отказывать?
Правила вежливости никто не отменял. Также предпочтителен живой диалог по телефону, чем сухая переписка.
Фразу можно построить следующим образом:
«Спасибо вам за предложение. Я рассматривал несколько компаний, помимо вашей, и в одной из них мне предложили лучшие условия. Спасибо за то, что отметили меня, как достойного кандидата. Мне нравится ваша компания, однако для меня также важно ... (назвать причину, по которой вы приняли решение в пользу другой компании)».
Все. После этого рекрутер принимает решение – уговаривать вас остаться и предлагать лучшие условия, исходя из вашей потребности, либо найти замену (второй кандидат на примете наверняка у него есть. Ведь рекрутеры - те же самые продажники).
Если вы редкий кандидат, вы таким образом можете «торговаться» - озвучивать лучшие условия конкурентов для того, чтобы повысить себе цену. Это тоже НОРМАЛЬНО! Каждый ищет свою выгоду (если он не альтруист).
Какие причины можно использовать, озвучивая отказ:
- Мне не подходят условия труда: класс офиса, рабочее место, месторасположение
- Для меня важно иметь возможность профессионального развития
- Мне не хватает опыта и знаний для выполнения этой работы (бывает и такое)
- Для меня важно иметь более гибкий график
- Мне ближе по духу будущий непосредственный руководитель другой компании
- Меня не устраивает объем командировок, который вы озвучили
Помните, даже если вы согласились выйти с понедельника, вы можете отказать. Объяснить причину придется. Однако не воспринимайте это как оправдание. Это обычное соблюдение норм бизнес этикета.
Тоже самое касается и собеседований. По статистике 10% кандидатов не приходят на собеседование. Конечно, почти все 10% не сообщают о том, что они передумали.
В черный список вас не занесут, но осадочек останется. И не потому, что вы отказались, а потому, что не позвонили. Именно это вас характеризует как некомпетентного и не следующего правилам этикета работника.