«Хочу успешно пройти собеседование, а оно уже завтра! Что делать? Я в панике!», так иногда начинается диалог нашего консультанта с незнакомым человеком в проекте Easy_Job_Start. Конечно, подготовка проводится индивидуально, учитываются и целевая должность, и опыт, и эмоциональное состояние.
Но очень важно, чтобы некие азы человек уже знал, чтобы не тратить на это драгоценное время.
Этот пост для тех, кто хочет чувствовать себя более уверенно на собеседовании. Ведь наша уверенность строится на осознании, что мы делаем все правильно. Постарайтесь мысленно прожить эти десять вопросов, а не просто прочитать. Ниже десять ответов на самые частые «КАК», которые будут полезны каждому.
1. Как попасть в здание?
Рекрутер всегда присылает адрес и время встречи, предупреждает о пропускном режиме, о документах, которые нужно взять. В крупных компаниях сканируют паспорт, делаю фото даже на временный пропуск. Не удивляйтесь и не ругайтесь на ресепшен, не стоит устанавливать свои правила. Если вы откажетесь выполнить требования, рекрутер не обязан проводить с вами собеседование на ресепшен.
2. Как войти в кабинет?
Если кабинет открыт - смело входите, если закрыт – обозначьте свое стремление войти: либо стук в дверь, либо «замедленное открытие». Не стойте под дверью, не ждите приглашения. Входите бодро, ведь люди мгновенно оценивают и делают выводы: улыбка, легкая и быстрая походка — человек пришел с радостью, растерянность на лице и вялость в движениях - человек подавлен и выглядит усталым, испуганным. Держитесь прямо (спина прямая, голова приподнята так, чтобы кончик носа был чуть выше линии горизонта).
Много работников в кабинете? Тогда громко и четко: «Здравствуйте, я на собеседование к Елене Смирновой». Обычно предлагают раздеться и посидеть в холле. Сидите без нервной дрожи, страдания на лице (неизвестно, кто пройдет мимо). Если в холле есть стенды с информацией, можно почитать – любая информация о компании не бывает лишней.
3. Как проходит собеседование?
Как правило, собеседование проходит наедине с рекрутером, в переговорной комнате, но бывает и так, что все переговорные заняты. В этом случае собеседование проходит прямо в кабинете, где работает рекрутер и другие сотрудники (разговаривают по телефону и между собой, прислушиваются к вашим ответам). Будьте готовы к такому раскладу событий. А для компаний, которые активно набирают персонал характерно, когда в одном кабинете проводится сразу несколько индивидуальных собеседований. Жуть, но бывает. Кстати, отличная проверка кандидата на стрессоустойчивость.
4. Как сесть за стол?
Если не предложили конкретное место в помещении, то выбирайте место сами. Не стоит забывать, что зона комфорта собеседника — от 0,5 до 1,5 м, зона формального общения — от 1,5 до 3 м.
Скорее всего вы сядете за стол – рекрутер с одной стороны, а вы с другой. Чтобы не было ощущения противостояния – садитесь немного по диагонали. Если вы за столом, не наваливайтесь на него, не прижимайтесь к столу (кулак между краем стола и животом). Главное, у вас должна быть открытая поза, без перекрещенных рук и ног. Если стола нет, то для соблюдения формальности общения между вами и рекрутером должен быть хотя бы один стул.
5. Как сесть на стул?
Садитесь на одну треть стула – так вы сможете наклоняться к собеседнику, опираться. Спина прямая. Не нужно разваливаться на стуле – из активного слушателя и участника переговоров вы превращаетесь в человека, проявляющего пренебрежение.
6. Как поступить с сумкой?
Сумка на коленях или на сиденье своего стула – дурной тон. А вот повесить ее на спинку можно. Сумка функциональная вещь – достать документы, очки, ручку, телефон удобнее, если сумка под рукой. Портфели и объемные сумки лучше поставить на пол. Пакеты не допустимы. Мокрые зонты ставьте в закрытом виде в специальную подставку или повесьте в специальном месте.
7. Как быть с руками?
Не бойтесь жестикулировать, ведь жестикуляцией можно оказать воздействие на рекрутера, главное требование - не суетиться. Невербалика – важная составляющая оценки кандидата. Важно сесть так, чтобы кисти рук были на столе, держитесь большими пальцами за край стола. Руки в замке, в домике говорят о вашей закрытости и волнении, открытые ладони – о том, что вам нечего скрывать. Руками можно сказать почти всё: от согласия до отказа, от полной растерянности до агрессивного наезда. Оптимально, когда одна рука спокойно лежит на другой.
Не держите в руках предметы, дрожь в руках с предметами более заметна, да и постучать-пощелкать захочется. Хотите немного потянуть время для обдумывания ответа – возьмите очки, аксессуар, который разрешено держать в руках.
8. Как говорить?
Эффективную коммуникацию можно оценить с первых фраз. Помните, в общении с другим человеком мы говорим не для себя, а для другого. С собой мы можем просто молчать и общаться на уровне мыслей. Говорите четко, внятно, делайте смысловые паузы, изменяйте тембр голоса, используйте наречия «во-первых, во-вторых». Не стоит «любезничать» с рекрутером, говорить слишком тихо или слишком громко – это раздражает. Важно говорить уверенно. О том, что перебивать некрасиво, думаю, и говорить не стоит. А еще важно активно отвечать, быстро реагировать на вопросы, не затягивать с ответом.
9. Как смотреть?
Смотрите прямо. Смотреть снизу вверх и сверху вниз — не допустимо. Людям приятно, когда вы смотрите им в глаза. Держите зрительный контакт, даже когда вы размышляете над ответом. Отводить взгляд от рекрутера можно, если вы что-то записываете или вошел другой человек в переговорную комнату.
10. Как прощаться?
Рекрутер сам обозначит окончание собеседования. Если вы доставали документы, то аккуратно, без суеты, сложите бумаги и другие предметы.
Вставайте со стула. Благодарите рекрутера за встречу и уделенное время. Прощайтесь с улыбкой. После уверенно уходите. Прощаться второй раз в дверях не нужно.
Если собеседование было в общей комнате, то попрощайтесь чуть громче со всеми.
Выходите из помещения как и вошли - уверенным и легким шагом, спина прямая, голова не опущена.
Желаем успешных собеседований, таких, чтобы после первого этапа вы услышали: «Мы готовы взять вас на работу и согласиться на любые ваши условия!».